с 09:00 до 18:00:
Телефон
8 495 246-04-43
По России бесплатно:
Телефон
8 800 333-25-40
Обратный звонок
info@centrattek.ru info@centrattek.ru
Дербеневская наб., д. 11, корп. А
Карта Ваш город: Город:  Москва
Поиск
На сайт компании
arrow-right

Все про проведение СОУТ от А до Я, сроки, периодичность, методики, штрафы. Полная инструкция

Картинка Проведение специальной оценки условий труда (соут) - методика и периодичность
В этой статье мы разберем все основные моменты про проведение специальной оценки условий труда, от целей, причин и переодичности проведения до требований и состава комиссии.
  1. Что такое СОУТ и для чего она нужна?
  2. Алгоритм проведения специальной оценки условий труда
  3. Какие сроки и периодичность проведения специальной оценки условий труда
  4. Периодичность проведения СОУТ
  5. Цель проведения специальной оценки условий труда
  6. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
  7. Методика проведения специальной оценки условий труда
  8. Факторы проведения специальной оценки условий труда
  9. Ответы на самые частые вопросы

Что такое СОУТ и для чего она нужна?

СОУТ – это специальная оценка условий труда: измерение интенсивности вредных и опасных факторов производства на рабочем месте сотрудника для последующего установления класса условий труда. От класса условий труда зависит многое – необходимость применения средств индивидуальной защиты (СИЗ), льготы и компенсации для работников, страховые тарифы для работодателя и проч.

СОУТ нужна для того, чтобы обеспечить безопасность сотрудника на рабочем месте: зная, что условия его труда относятся к категории вредных или опасных, работодатель обязан будет обеспечить ему необходимый уровень защиты, а также дать возможность восстановления здоровья и работоспособности. Проведение СОУТ обязательно по закону: невыполнение этой обязанности карается серьезными штрафами.

Далее мы подробно разберем все основные моменты и ответим на самые частые вопросы. Время прочтения данной статьи составит примерно 20-30 минут. Если вы не хотите тратить свое время на прочтение текста, то закажите бесплатную консультацию у нашего специалиста.  

Алгоритм проведения специальной оценки условий труда

Правила проведения спецоценки регулируются двумя основными документами. Это федеральный закон № 426-ФЗ, который определяет общие требования к процедуре и ее участникам, и приказ Минтруда от 21 ноября 2023 года N 817н, который описывает методику ее выполнения. 

Этапы проведения специальной оценки условий труда

Последовательность этапов проведения специальной оценки условий труда выглядит так.

  1. Работодатель принимает решение о проведении СОУТ. Согласно действующему законодательству, это нужно сделать в течение 12 месяцев со дня образования организации либо по истечении 5 лет с момента предыдущей процедуры, если в компании есть рабочие места с вредными или опасными условиями. Также может потребоваться внеочередная процедура, например, если на предприятии образованы новые рабочие места.
  2. Решение о проведении оценки фиксируется в приказе, которым одновременно создается комиссия по СОУТ. В состав ее членов обязательно должен входить специалист по охране труда, а число ее членов нужно сделать нечетным – чтобы легче было принимать решения голосованием.
  3. Комиссия составляет список рабочих мест, которые должны подвергнуться оценке, и определяет, какие из них являются аналогичными. Это нужно для того, чтобы упростить процедуру: проводить СОУТ можно только на 20% аналогичных позиций.
  4. Работодатель анализирует рынок и выбирает организацию-исполнителя. С ней обсуждаются условия сотрудничества, и заключается договор, в котором будут прописаны параметры работы.
  5. По согласованию с организацией-исполнителем работодатель формирует график проведения спецоценки и порядок проведения СОУТ, а затем утверждает его приказом.
  6. Работодатель передает исполнителю документы, необходимые для работы: перечень рабочих мест с указанием аналогичных позиций, эксплуатационную документацию на оборудование, карты технологических процессов и другие документы, которые позволят определить реальные характеристики условий труда на каждом месте.
  7. Исполнитель проверяет рабочие места на предмет наличия вредных и опасных факторов.
  8. Для мест, где такие факторы не выявлены, или интенсивность их воздействия не превышает разрешенных норм, составляется декларация условий труда. Работодатель должен подать ее в территориальное подразделение Роструда по месту нахождения компании.
  9. Для мест, где обнаружены вредоносные факторы, проводятся замеры интенсивности их воздействия. Процесс проведения специальной оценки условий труда предполагает замеры факторов группы биологических, химических и физических типов воздействия, а также контролируют степень напряженности и тяжести труда работника.
  10. Следующий этап алгоритма проведения СОУТ на предприятии предполагает проверку эффективности средств защиты от этих факторов, которые применяются работниками.
  11. По результатам проведенных исследований проводится классификация условий труда на рабочих местах. Им присваиваются классы в соответствии с методикой, приведенной в приказе Минтруда № 817н. Выделяются оптимальный, допустимый, вредный и опасный классы.
  12. Исполнитель составляет отчет, в котором фиксируются результаты СОУТ. Он составляется по особой форме, приведенной в приложении к приказу Минтруда № 817н. К отчету прилагаются карты каждого рабочего места, на котором проводились замеры. Пакет документов передается работодателю для утверждения.
  13. Работодатель в лице ранее созданной комиссии по СОУТ проверяет и утверждает отчет. Ситуации, когда заказчик не согласен с представленными результатами, разрешаются с применением методов, описанных в приказе Минтруда от 23 августа 2019 года N 233.
  14. Компания-исполнитель направляет отчет о проведении СОУТ в Федеральную государственную систему учета результатов спецоценки.
  15. Работодатель знакомит работников с результатами процедуры. Факт ознакомления должен быть подтвержден личной подписью сотрудника. Также он размещает их на официальном сайте компании. И то, и другое нужно сделать в течение 30 дней с даты утверждения отчета.

График проведения специальной оценки условий труда

График проведения СОУТ определяется по согласованию между работодателем и представителями экспертной организации. Он прописывается в договоре о проведении работ, заключенном между сторонами. Работодатель должен утвердить график приказом за подписью руководителя предприятия.

Документы проведения специальной оценки условий труда

Процесс проведения спецоценки начинается с подписания договора между работодателем и организацией-исполнителем. Затем работодатель издает приказ, в котором фиксирует график и порядок проведения работ в организации. В процессе проведения СОУТ организация-исполнитель формирует пакет документов, включающий:

  • отчет о проведении спецоценки;
  • карты условий труда для каждого рабочего места на предприятии.

Примеры отчетов и образцов для проведения СОУТ

Формы документов, которые заполняются при проведении СОУТ, приведены в приложениях к приказу Минтруда N 817н. В этом нормативном документе также содержатся подробные инструкции по их заполнению.

Результаты проведения специальной оценки условий труда

Основным результатом выполнения спецоценки на предприятии становится отчет, который исполнитель обязан направить в Федеральную государственную систему учета результатов СОУТ (ФГИС). Работодатель, в свою очередь, обязан в тридцатидневный срок со дня согласования отчета обеспечить:

  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах под роспись;
  • размещение результатов спецоценки на официальном сайте предприятия;
  • подача декларации о соответствии условий труда нормативным требованиям в трудовую инспекцию;
  • подготовку документов для ФСС с учетом полученных результатов спецоценки.

На основании полученных данных работодатель должен пересмотреть систему льгот и компенсаций для сотрудников, если на их рабочих местах были выявлены вредные либо опасные условия труда. 

Какие сроки и периодичность проведения специальной оценки условий труда

Требования законодательства в отношении сроков проведения спецоценки различаются для предприятий, где есть рабочие места с вредными или опасными условиями, и организаций, где таких рабочих мест нет.

Сроки проведения специальной оценки условий труда

Ответ на вопрос о том, какие сроки проведения специальной оценки условий труда, содержится в ст. 8 426-ФЗ. Согласно этому разделу нормативного документа периодичность специальной оценки условий труда составляет пять лет. Эти сроки првоедения СОУТ действуют для организаций, в которых есть рабочие места с вредными или опасными условиями труда.

Если в компании есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями, необходимо оформить декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям и подать ее в соответствующее территориальное подразделение Государственной инспекции труда. Этот документ будет действовать бессрочно, если в организации не изменятся условия труда или не произойдет какой-то форс-мажор - например, несчастный случай.

Несоблюдение установленной периодичности проведения СОУТ представляет собой действие, которое влечет за собой наступление наказания в соответствии с КоАП РФ. Он предусматривает санкции в виде крупных денежных штрафов не только для самой организации. Они также налагаются на лицо, которое непосредственно виновно в принятии решения о невыполнении периодичности СОУТ. Максимальный размер наказания за такие действия может достигать 80 тысяч рублей. Такие меры предусмотрены положениями ч.2 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Периодичность проведения СОУТ

Работодатели, которые задаются вопросом о том, какова периодичность проведения специальной оценки условий труда, должны проверить документы по результатам ранее проведенной СОУТ. Если в компании оформлена декларация о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям, значит, проводить спецоценку повторно не нужно - если, конечно, в компании не вводились новые рабочие места или не менялись техпроцессы. Если декларация не оформлена, значит, в организации есть рабочие места, отнесенные к вредным или опасным: в этом случае для специальной оценки условий труда периодичность проведения составляет один раз в пять лет.

Цель проведения специальной оценки условий труда

Информация о том, каковы цели проведения специальной оценки условий труда, содержится в федеральном законе № 426-ФЗ. Основные цели проведения специальной оценки условий труда включают:

  • определение фактических условий труда на местах конкретных сотрудников;
  • выявление класса условий, характеризующего степень интенсивности негативного воздействия, которое получают сотрудники в процессе выполнения работ;
  • установление объема социальных гарантий по результатам реализации основных задач СОУТ.

Установление фактических условий труда на месте выполнения трудовых задач конкретным сотрудником должно осуществляться специально аккредитованной организацией. Такое требование содержится в 426-ФЗ. Эта цель проведения СОУТ достигается посредством проведения замеров. В ходе них определяется наличие и степень интенсивности воздействия следующих категорий факторов:

  • физические факторы, которые являются целью экспертизы параметров микроклимата и других условий на месте выполнения работ;
  • химические факторы, представляющие собой влияние вредных химических веществ на сотрудника. В указанную группу включаются в том числе вещества биологической природы, полученные в ходе химической реакции;
  • биологические факторы, к которым принадлежат все категории микроорганизмов, спор и других объектов, имеющих натуральное биологическое происхождение.

Определение фактического класса на конкретном рабочем месте производится после осуществления всех необходимых замеров. Для целей СОУТ  в этом отношении используется следующая классификация, введенная, 426-ФЗ:

  • оптимальные условия, не несущие никакого вреда для здоровья работников, которые обозначаются классом 1;
  • допустимые условия, вред которых находится в пределах, установленных гигиеническими нормативами. Для их обозначения используется класс 2;
  • вредные условия, которые могут нанести серьезный вред здоровью работников, вплоть до временной утраты трудоспособности. Они обозначаются классом 3;
  • опасные условия, которые опасны не только для здоровья, но и для жизни сотрудников, и могут стать причиной полной потери трудоспособности. Для целей проведения специальной оценки условий труда используется обозначение классом 4.

В случае, если на предприятии условия труда являются вредными или опасными, необходимо, чтобы по результатам спецоценки были определены соответствующие соцгарантии для работников. Такая цель проведения специальной оценки условий труда СОУТ должна реализовываться в строгом соответствии с нормами Трудового кодекса.

Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

Проведение специальной оценки условий труда во внеплановом режиме проводится в следующих ситуациях:

  • если на проведение СОУТ было выдано специальный приказ государственного инспекционного органа;
  • если на предприятии произошел несчастный случай, приведший к производственным травмам или смертельному исходу;
  • если на рабочих местах были выявлены заболевания, являющиеся последствиями влияния на работников вредных или опасных производственных факторов (профессиональные заболевания);
  • если в организации были введены новые, еще не проверенные рабочие места (Это важно! Рабочие места должны быть уже организованы, как и штатный технологический процесс, который будет на них проходить. Для еще не обустроенных мест СОУТ не проводится, и законодательством не предусмотрена);
  • если технологические процессы, сырье или оборудование, используемые в работе предприятия, были изменены. Чтобы понять, когда проводится внеплановая спецоценка, следует выяснить, могут ли эти изменения спровоцировать появление неучтенных вредных и опасных факторов (изменилась температура в цехе, усилились промышленные вибрации, было введено в эксплуатацию новое оборудование и т. д.);
  • если для ограждения сотрудников от влияния вредных факторов стали использоваться новые средства индивидуальной защиты (в этот пункт также входит, к примеру, использование работниками теплой спецодежды в зимний период, если на момент проведения спецоценки летом этот фактор не учитывался);
  • если мотивированное предложение о реализации повторной спецоценки выдвигает представительный орган работников или профсоюзная организация.

В большинстве перечисленных ситуаций организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда не позднее, чем через шесть месяцев с момента возникновения такой необходимости. Однако в некоторых случаях, в число которых входит введение новых рабочих мест или существенное изменение технологии, срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда может быть увеличен: в таких ситуациях на это предприятию отводится двенадцать месяцев.

Отвечая на часто задаваемые вопросы, заметим: перепланировка или ремонт помещения в перечень обязательных условий для внепланового проведения СОУТ не входят, за исключением тех случаев, когда изменившиеся размеры помещения могут стать действительно серьезным фактором, влияющим на работу (для сотрудника остается слишком мало пространства, он вынужден работать слишком близко к источнику шума, излучения, запаха или вибрации и т. д.).

Методика проведения специальной оценки условий труда

Основой процедуры спецоценки является определение наличия негативных факторов, которые оказывают влияние на организм работника в ходе выполнения им трудовой деятельности. В случае обнаружения этих факторов специалисты экспертной организации, выполняющей СОУТ, должны провести замеры интенсивности их воздействия. На основании итогов таких замеров затем проводится классификация рабочих мест с присвоением им классов опасности. Эти сведения влияют на предоставление сотрудникам различных льгот и компенсаций за работу во вредных условиях.

Согласно приказу № 817н перечень методов исследования, используемых экспертами при выполнении СОУТ, определяется исполнителями самостоятельно. При формировании этого перечня они должны принимать во внимание характер выявленных факторов и интенсивность их воздействия. Также следует учитывать, что измерения должны проводиться с использованием измерительных механизмов, которые прошли поверочные процедуры, предусмотренные законом.

Утвержденная методика СОУТ должна содержать следующие разделы:

  • порядок обнаружения наличия негативных факторов на проверяемых рабочих местах;
  • правила проведения измерений для установления степени интенсивности воздействия таких факторов на сотрудников в процессе выполнения работы;
  • порядок присвоения класса условий труда для конкретного места работы;
  • требования к оформлению результатов проведенной спецоценки в соответствии с методическими рекомендациями по СОУТ с последними изменениями.

Для целей проведения замеров интенсивности влияния негативных факторов химического характера необходимо руководствоваться приложением № 1 к методике СОУТ по приказу № 817н. Оно содержит исчерпывающий список раздражающих веществ с указанием их предельно допустимых концентраций, в том числе в зависимости от агрегатного состояния и его изменений. Для обеспечения непротиворечивости интерпретации результатов полученных измерений в данном приложении приводятся классы условий труда. Они устанавливаются согласно выявленным концентрациям вредных веществ на конкретных местах работы.

817н: методика проведения специальной оценки условий труда

Документ является основанием для утверждения методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Министерством труда и социальной защиты. В нем перечислены приложения, в соответствии с которыми применяется методика и классификатор условий труда.

Ключевые правила осуществления специальной оценки труда определяются содержанием ФЗ-426, но наиболее важным методическим актом, фиксирующим конкретные правила ее проведения, является Приказ Минтруда № 817н о специальной оценке условий труда. В частности, согласно этому документу определяется алгоритм установления наличия вредных веществ на местах осуществления трудовой деятельности. Он также содержит правила определения факторов физического и биологического характера, имеющих негативное влияние на работоспособность и состояние здоровья сотрудника.

Приказ № 817н о методике специальной оценки условий труда важен для специалистов в первую очередь тем, что он определяет конкретный механизм определения классов потенциальной опасности рабочего места на основании характера действующих на него факторов производства. Так, документ содержит ряд табличных приложений, в которых указаны четкие пределы допустимых значений по каждому из таких факторов. При их превышении условия работы на том или ином месте могут быть признаны отличающимися от допустимых. 

Также в документе содержится полный список факторов, которые считаются негативными по характеру их влияния на организм человека, типовая форма отчета о выполнении спецоценки и порядок внесения информации в типовую форму отчета.

 

Факторы проведения специальной оценки условий труда

Общий перечень факторов, влияющих на самочувствие и здоровье работников в ходе выполнения ими своих трудовых функций, перечислен в законе № 426-ФЗ. Этот документ выделяет две основных категории — условия производственной среды и характер трудового процесса. В свою очередь, каждый из них подразделяется на несколько подкатегорий. Так, условия производственной среды состоят из трех основных групп факторов, каждая из которых включает в себя широкий перечень измеряемых критериев.

Первую группу составляют так называемые физические факторы, характер воздействия которых на сотрудника связан в первую очередь с их непосредственным влиянием на человеческий организм. В частности, в эту категорию входят следующие измеряемые показатели:

  • наличие в воздухе аэрозолей, в том числе обладающих фиброгенным действием;
  • присутствие на рабочем месте звуковых колебаний, включая шумы различного свойства, инфразвук и ультразвук;
  • наличие электрических и магнитных полей постоянного характера;
  • наличие электрических и магнитных полей переменного характера;
  • присутствие ионизирующих и инфракрасных излучений;
  • температура, скорость движения и влажность воздуха;
  • параметры освещенности рабочего места.
 

Химические соединения, в том или ином виде присутствующие в производственном помещении, представляют основную опасность своей способность вступать в химические реакции, которые могут быть вредными для здоровья работников. При этом в зависимости от локализации таких реакций степень их влияния на сотрудников может колебаться от незначительной до весьма серьезной. Так, в ходе спецоценки условий труда уполномоченная организация проверяет присутствие и концентрацию на рабочем месте следующих факторов:

  • химические соединения, присутствующие в воздухе рабочего помещения;
  • химические соединения, присутствующие на коже и одежде сотрудников, выполняющих работу;
  • химические вещества, образующиеся в процессе биологического синтеза, включая различные виды белков и ферментов, а также витамины, антибиотики и гормоны.

Также организация-исполнительно обязана произвести замеры, на основании которых можно будет установить наличие и количество на рабочих местах следующих компонентов биологического характера:

  • микроорганизмы, способные создавать органические вещества из неорганических соединений;
  • компоненты препаратов бактериального типа, включая живые клетки и споры;
  • микроорганизмы, способные выступать в качестве причин инфекционных заболеваний.

Характер трудового процесса в ходе выполнения работником своих должностных обязанностей также имеет измеримые показатели, на основании которых можно сделать вывод о том, имеет ли место негативное влияние этого компонента на здоровье сотрудника. В частности, к таким показателям относятся:

  • тяжесть выполняемой работы, представляющая собой степень интенсивности физической нагрузки, которую испытывает организм работника;
  • напряженность выполняемой работы, представляющая собой степень интенсивности эмоциональной и сенсорной нагрузки, которую испытывает нервная система работника.

Ответы на самые частые вопросы

Кто обеспечивает проведение специальной оценки условий труда?

Согласно действующему законодательству каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на своем предприятии. Это требование установлено федеральным законом № 426-ФЗ. Он не делает исключений ни для каких организаций: проведение СОУТ обязательно как для промышленных производств, так и для торговых компаний, офисных помещений и др. Единственная возможность избежать обязательной спецоценки – работать только с удаленными сотрудниками: дистанционными или надомными. Если в компании есть хотя бы одно стационарное рабочее место, расположенное на территории работодателя, его нужно будет обследовать.

Закон обязывает работодателя организовать проведение спецоценки, однако запрещает выполнять ее самостоятельно. Это разрешено только специализированным компаниям, которые внесены в реестр Минтруда.Такой порядок используется, чтобы избежать злоупотреблений: не исключено, что некоторые работодатели могли бы попытаться понизить класс условий труда на местах, которые в действительности представляют опасность для здоровья работников. Компании, проводящие оценку, могут быть внесены в реестр, только если они соответствуют нескольким обязательным критериям:

  • выполнение СОУТ является для нее основным или хотя бы одним из основных видов работ в соответствии с уставными документами;
  • в составе компании имеется собственная испытательная лаборатория, оборудованная необходимой аппаратурой для выполнения замеров в сфере условий труда и аккредитованная по действующему порядку. Разрешается отсутствие такой лаборатории при условии, что у компании заключен договор на предоставление таких услуг со сторонней аккредитованной организацией;
  • в организации работают пять или более сертифицированных экспертов, имеющих право выполнять работы по СОУТ. При этом все они должны быть оформлены в качестве штатных сотрудников компании по трудовому договору: совместители или работники по гражданско-правовому договору не учитываются. Необходимо, чтобы хотя бы один из этих специалистов имел профильное высшее образование: профильными считаются специальности, связанные с гигиеной труда, общей гигиеной или выполнением санитарно-гигиенических обследований в условиях лаборатории.

Итак, работодатель выступает в роли того, кто организует специальную оценку условий труда. Когда решение о выполнении СОУТ принято, и исполнитель выбран, его основной обязанностью становится формирование комиссии. Она составит список рабочих мест для организации обследования и подготовит необходимые документы для передачи исполнителю. После того, как все подготовительные мероприятия выполнены, заказчику остается только дождаться получения от исполнииеля итогового отчета и утвердить его. Затем нужно применить результаты обследования, а именно:

  • составить и передать в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии, которая оформляется для рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями;
  • проконтролировать передачу исполнителем сведений о результатах в Федеральную систему учета итогов СОУТ;
  • ознакомить сотрудников с результатами СОУТ на их местах под роспись;
  • опубликовать на официальном портале компании информацию об итогах спецоценки.

Проинформировать персонал и общественность о полученных результатах нужно в срок, не превышающий 30 дней с даты утверждения отчета. Кроме этого, работодатель также должен принять меры по предоставлению сотрудникам льгот и компенсаций, предусмотренных законом согласно результатам проведенной специальной оценки условий труда.

Виды проведения специальной оценки условий труда?

Для определения класса условий, присваиваемого конкретному месту осуществления трудовой деятельности, необходимо учесть несколько видов факторов. Специализированная организация, проводящая соответствующие замеры, имеет соответствующее оборудование и технологии, позволяющие выявить наличие этих типов факторов. Кроме того, в ходе оценки условий труда определяется также уровень интенсивности их влияния.

В частности, в ходе реализации выбранного вида проведения специальной оценки условий труда  необходимые замеры реализуются для следующих категорий СОУТ в части факторов производства:

  • физические, включая воздействие параметров микроклимата, уровень освещенности, наличие и степень интенсивности воздействия специальных полей и др.;
  • химические, в группу которых входят также вещества биологического происхождения, получаемые в результате процесса химического синтеза;
  • биологические, к которым принадлежат различные категории живых организмов;
  • тяжесть процесса работы, определяемая на основании интенсивности физической нагрузки;
  • напряженность процесса работы, устанавливаемая на основании интенсивности эмоциональной и психической нагрузки.

Кто отвечает за контроль и качество проведения специальной оценки условий труда?

Оценка результатов СОУТ может быть обжалована в случае несогласия с ними работодателя, работников или других заинтересованных лиц. Для проверки их объективности проводится отдельная процедура — экспертиза качества результатов СОУТ, предусмотренная ст.24 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Заявление на проведение государственной экспертизы СОУТ по качеству может быть подано:

  • представителями территориальных органов Роструда, судебных органов или ГИТ (в качестве контрольно-надзорного мероприятия по проверке работы организации, проводящей спецоценку). В этом случае проведение экспертизы осуществляется за счет бюджетных средств;
  • непосредственно работниками, профсоюзами или работодателем, усомнившимися в качестве проведенной оценки. В этом случае государственная экспертиза качества специальной оценки условий труда проводится за счет заявителя.

Все перечисленные участники процедуры СОУТ, за исключением государственного органа, при возникновении разногласий должны обращаться в Трудовую инспекцию. Такое правило установлено ст. 27 426-ФЗ. Оно действует и в случае возникновения у заявителя претензий к качеству реализации работ по спецоценке либо обоснованных сомнений в достоверности ее итогов. Государственная трудовая инспекция осуществляет рассмотрение жалоб о специальной оценке условий труда и производственном контроле в утвержденном порядке. Он зафиксирован Приказом Минтруда России от 05.12.2016 N 709н. В случае несогласия с решением инспекции заявитель вправе обратиться в судебные инстанции для рассмотрения этого вопроса. Работодатели, работники и профсоюзные организации сотрудников предприятий также имеют право обращаться со своими жалобами непосредственно в суд, минуя Трудовую инспекцию.

Размер стоимости проведения экспертизы определяется приказом Минтруда от 09.10.2014 № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда». Но если, рассмотрев заявление, эксперты Роструда сочтут основания для проведения экспертизы весомыми, то они сами инициируют проведениие экспертизы, и тогда для работодателя она будет бесплатной.

Если государственная экспертиза СОУТ обнаружит нарушения (установленный организацией, проводившей СОУТ, класс условий труда не соответствовал действительности, какие-то вредные или опасные производственные факторы были пропущены либо измерены неверно, работы проводились с нарушением законодательства и т. д.), заявитель будет вправе обратиться в суд и потребовать с компании-подрядчика, которая провела неверную спецоценку, финансовой компенсации. Штраф для юридического лица в этом случае составит до 200 000 рублей, для ошибившихся экспертов — до 50 000 рублей, либо дисквалификация на срок до 1 года.

 Состав комиссии проведения специальной оценки условий труда

После принятия решения о проведении спецоценки в компании необходимо сформировать комиссию по СОУТ. Ее состав утверждается приказом работодателя за подписью руководителя организации. Комиссия должна состоять из председателя и членов, одним из которых обязательно должен быть специалист по охране труда. Число членов комиссии лучше сделать нечетным: это облегчит процесс принятия решений путем голосования.

Основание проведения специальной оценки условий труда

426-ФЗ предусматривает, что СОУТ проводится на основании договора, заключенного между двумя сторонами, участвующими в данной процедуре. Речь идет о работодателе, выступающем в роли заказчика, и специализированной экспертной организации, которая становится исполнителем работ. Такой договор определяет все основные принципы проведения спецоценки и требования к выполняемым работам, а также порядок разрешения спорных ситуаций. Перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводиться спецоценка, определяется на основании утвержденного списка, составленного комиссией от работодателя.

Классы условий труда по СОУТ

Специальная оценка условий труда устанавливает классы опасности данного места работы в зависимости от интенсивности влияния опасных факторов на здоровье работника. Конкретная методика определения классов СОУТ приведена в приложениях к приказу № 33н. В зависимости от наличия и уровня воздействия таких факторов специалист устанавливает класс по одному из следующих вариантов:

  • оптимальный (класс 1 по СОУТ). Он присваивается тем местам работы, которые характеризуются полным отсутствием влияния каких-либо вредных факторов на сотрудника;
  • допустимый (класс 2 по СОУТ). Он устанавливается для тех мест, на которых негативное влияние на работников не превышает разрешенных минимальных уровней, определенных действующими гигиеническими нормативами. Они формируются в пределах, предполагающих отсутствие вредного влияния на здоровье сотрудников;
  • вредный (класс 3 по спецоценки). Он устанавливается для мест работы, которые оказывают значительное негативное влияние на здоровье и работоспособность сотрудника;
  • опасный (класс 4 по СОУТ). Эти места работы опасны не только для здоровья, но и для самой жизни работников.

Третий класс вредности является наиболее распространенным, поскольку в рамки этого класса попадает самое большое количество мест работы. Эта ситуация требовала дифференциации в процессе их классификации. Данная задача была решена посредством введения системы подклассов вредного класса. Она включает в себя следующие позиции:

  • класс СОУТ 3.1;
  • класс СОУТ 3.2;
  • класс 3.3 по СОУТ;
  • класс 3.4 по спецоценке.

Указанные классы предполагают повышение интенсивности влияния негативных факторов от класса 3.1 к классу 3.4. Более высокий класс предполагает больший объем обязанностей работодателя по обеспечению социальных гарантий и иных льгот и компенсаций для работников на этих местах. Кроме того, работодатель, имеющий на своем предприятии такие места, уплачивает более высокий страховой тариф.

Протокол проведения специальной оценки условий труда

Все замеры, проведенные в ходе СОУТ, подлежат оформлению специальными протоколами. При этом положения 426-ФЗ требуют, чтобы протокол комиссии по специальной оценке условий труда был составлен отдельно для каждого из замеряемых факторов. Речь идет о вредных и опасных видах воздействия, относящихся к одной из следующих трех категорий:

  • воздействие химического характера;
  • воздействие, предполагающее влияние факторов физического характера;
  • воздействие, имеющее биологическую природу.

Помимо этих факторов, при итоговой оценке класса конкретного места работы учитываются еще два параметра - тяжесть процесса работы, которая отражает характер и интенсивность физического воздействия рабочего процесса на организм сотрудника, и напряженность процесса работы, связанная с наличием эмоциональных, психических и сенсорных нагрузок на организм.

В некоторых случаях эксперты, проводящие СОУТ на местах, сталкиваются с тем, что осуществление замеров на производстве может быть затруднено. Это может случиться, например, если проведение таких замеров представляет непосредственную угрозу для здоровья или жизни людей. При этом в данной ситуации не имеет значения, кто именно подпадает под действие этой угрозы: это могут быть работники предприятия или сами эксперты, оформляющие протокол измерений СОУТ. В этом случае необходимо применять положения ч.10 ст.12 426-ФЗ. Она указывает, что в такой ситуации образец протокола отчета руководителя о проведенной СОУТ должен содержать сведения о невозможности реализации замеров. Безусловно, в этом документе должна быть также отражена причина отказа от их проведения, имеющая уважительный характер. Условия работы на таком месте признаются опасными без осуществления обследования, что находит отражение в протоколе заседания СОУТ.

Еще один аспект, подвергающийся оценке в процессе процедуры СОУТ — эффективность защитных инструментов, применяемых сотрудниками. Их целью является обеспечение защищенности от воздействия вредных факторов в ходе реализации работ. Однако действенность этих средств может быть различной, в результате чего один и тот же вредный фактор может влиять на сотрудника с разной интенсивностью. Поэтому данный вопрос также необходимо осветить в специальном протоколе специальной оценки условий труда.

Примеры протоколов по СОУТ, сформированные по итогам реализации процедуры, следует применять согласно положениям 426-ФЗ. В частности, ст.15 этого нормативного документа требует, чтобы все составленные протоколы СОУТ оформлялись в качестве приложений к итоговому отчету.

Какие требования проведения специальной оценки условий труда?

Перечень требований, предъявляемых к компании, проводящей спецоценку, зафиксированы в ст. 19 426-ФЗ. Этот раздел нормативного документа указывает, что такая организация должна отвечать следующим критериям:

  • проведение спецоценки зафиксировано в уставных документах предприятия в качестве основного или одного из основных видов выполняемой деятельности;
  • наличие необходимого количества квалифицированных сотрудников в штате компании. Речь идет об экспертах, которые имеют действующий сертификат специалиста: в организации должно быть не менее пяти таких сотрудников. При этом хотя бы один из них обязан иметь диплом о получении профильного высшего образования в области гигиены труда, общей гигиены или сангигиенических исследований;
  • наличие в составе компании лабораторного подразделения, где будут проводиться необходимые измерения. В случае отсутствия такого подразделения допускается привлечение сторонних организаций для выполнения соответствующих видов работ по договору.

Требования к проведению специальной оценки условий труда предполагают неукоснительное выполнение следующих условий исполнителем работ:

  • привлечение к выполнению работ только квалифицированных экспертов, имеющих действующие сертификаты;
  • выполнение измерений только с использованием сертифицированного оборудования, прошедшего поверку в установленном порядке;
  • соблюдение требований к специальной оценке условий труда, установленных 426-ФЗ, приказом № 33н и другими специальными нормативными документами;
  • оформление результатов процедуры согласно требованиям СОУТ  в виде карты спецоценки;
  • выполнение других требований, предусмотренных действующим законодательством.

В случае невыполнения одного из этих требований заказчик работ или работник организации, выступающей в качестве заказчика, вправе подать жалобу на исполнителя. Первичная жалоба подается в органы госинспекции труда, а в случае несогласия с ее решением - в судебные инстанции.

Если после прочтения данной статьи у вас остались вопросы, то вы можете заказать бесплатную консультацию у нашего специалиста по СОУТ. 

left   Назад
Печать

651

Вам необходимо провести СОУТ?
Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Проводим специальную оценку для компаний любых отраслей всех организационных форм и с любым числом сотрудников
Отправьте заявку на проведение СОУТ и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Назад Назад
Успешно
Мы приняли вашу зявку!
Свяжемся с вами в течении 5 минут
Успешно
На главную страницу
:(
Ой, кажется что-то сломалось. Мы уже чиним проблему. Попробуйте чуть позже
Заказ обратного звонка
Оставьте заявку и менеджеры свяжутся с Вами для уточнения деталей
Введите ваше Имя:
Введите ваш номер телефона:
Обратный звонок whatsapp telegram telegram
Мы приняли вашу зявку!
Свяжемся с вами в течении 5 минут
Успешно
:(
Ой, кажется что-то сломалось. Мы уже чиним проблему. Попробуйте чуть позже
Получите персональную
скидку
Оставьте заявку —
мы расскажем о скидках
ok
Введите ваш телефон:
ok